Глоссарий

Апробация – объективная оценка научным сообществом результатов научно-исследовательской, творческой деятельности, представленных в публикациях, на национальных и международных конференциях.

Аспирант, обучающийся – физическое лицо, осваивающее программу аспирантуры.

Аспирантура – созданные Институтом аспирантам условия для получения профессионального образования третьего уровня ВО по направлению подготовки.

ВО – высшее образование.

ГИА – государственная итоговая аттестация. ГИА завершает освоение имеющих государственную аккредитацию программ аспирантуры в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися программ аспирантуры соответствующим требованиям ФГОС ВО. Формы ГИА: государственный экзамен и научный доклад об основных результатах НКР.

Государственная аккредитация – экспертиза соответствия образовательной деятельности Института по третьему уровню ВО по направлениям подготовки ФГОС ВО, которое подтверждается документом, выданным Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (от 06.07.2020 № 3414). Программы аспирантуры, реализуемые в Институте, имеют государственную аккредитацию.

Диссертационный совет – совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, доктора наук. Присуждает ученую степень по результатам публичной защиты диссертации соискателем ученой степени. В Институте нет действующего диссертационного совета.

Дисциплина – компонент программы аспирантуры. Учебные занятия по дисциплинам проводятся в форме лекций, семинаров, консультаций, научно-практических занятий, лабораторных работ, коллоквиумов, в иных формах, устанавливаемых Институтом. Факультативные дисциплины необязательны для изучения при освоении программы аспирантуры). Элективные дисциплины избираются обучающимися в обязательном порядке (обязательны для освоения).

Документ об образовании и о квалификации – выдается лицам, успешно прошедшим ГИА. При поступлении на обучение поступающий представляет документ об образовании и о квалификации, подтверждающий образование не ниже высшего (специалитет или магистратура), – диплом специалиста или магистра. Лицам, успешно прошедшим ГИА по программам аспирантуры Института, выдается документ об образовании и о квалификации, подтверждающий образование третьего уровня ВО – диплом об окончании аспирантуры.

З.е. – зачетная единица – унифицированная единица измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося при указании объема программы аспирантуры и ее составных частей; для программ аспирантуры Института 1 з.е. эквивалентна 36 академическим часам  (при продолжительности академического часа 45 минут).

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение программы аспирантуры на основе индивидуализации ее содержания и(или) графика обучения с учетом уровня готовности и тематики научно-исследовательской работы обучающегося. Индивидуальный учебный план формируется для каждого обучающегося на основе учебного плана программы аспирантуры.

Институт – федеральное государственное бюджетное учреждение «Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» (НИЦ «Курчатовский институт» — ПИЯФ).

Календарный учебный график – документ в составе программы аспирантуры, который определяет очередность периодов учебной деятельности по ее видам и каникул.

Кандидатская диссертация – диссертация на соискание ученой степени кандидата наук – НКР, отражающая результаты научных исследований автора и представленная им в диссертационный совет в виде специально подготовленной рукописи или опубликованной монографии.

Кандидатские экзамены – форма промежуточной аттестации при освоении программ аспирантуры по истории и философии науки, иностранному языку, специальной дисциплине в соответствии с темой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

Каникулы – плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей. В учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее 6 недель.

Компетенции – планируемые результаты освоения программы аспирантуры. Этапы формирования компетенций характеризуются знаниями, умениями, навыками и(или) опытом деятельности.

КЦП – контрольные цифры приема обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделенные Институту Минобрнауки России на очередной год по направлениям подготовки.

Лицензия – специальное разрешение на право осуществления Институтом образовательной деятельности по третьему уровню ВО и направлениям подготовки, которое подтверждается документом, выданным Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (от 02.06.2017 № 2599).

Направление подготовки – определяет общепрофессиональные компетенции. Перечень направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим направлениям подготовки, утверждается Минобрнауки России. Институт реализует программы аспирантуры по направлениям подготовки: 03.06.01 Физика и астрономия (квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь») и 06.06.01 Биологические науки (квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь»).

Направленность (профиль) подготовки – определяет профессиональные компетенции в рамках направления подготовки, характеризует ориентацию программы аспирантуры на конкретные области знания и(или) виды деятельности и определяет ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающихся и требования к результатам ее освоения. Направленности реализуемых Институтом программ аспирантуры: в рамках направления 03.06.01 Физика и астрономия – 01.04.02. Теоретическая физика, 01.04.07 – Физика конденсированного состояния, 01.04.16 – Физика атомного ядра и элементарных частиц, 03.01.02 – Биофизика; в рамках направления 06.06.01 Биологические науки – 03.02.07 Генетика.

Научный работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых отношениях с Институтом и занимается научной и(или) научно-технической деятельностью.

Научный руководитель – научный руководитель назначается приказом директора Института на основании решения Ученого совета Института из числа научно-педагогических работников Института, имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в РФ), осуществляющих самостоятельную научно-исследовательскую, творческую деятельность (участвующий в осуществлении такой деятельности) по направленности (профилю) подготовки аспиранта, имеющих публикации по результатам указанной научно-исследовательской, творческой деятельности в ведущих отечественных и(или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществляющих апробацию результатов указанной научно-исследовательской, творческой деятельности на национальных и международных конференциях. Научный руководитель осуществляет контроль за выполнением обучающимся индивидуального учебного плана.

НКР – научно-квалификационная работа (диссертация) на соискание ученой степени кандидата наук. Подготовка НКР является компонентом программы аспирантуры.

НПР – научно-педагогический работник. К научно-педагогическим работникам Института относятся педагогические и научные работники Института.

ОВО УОбр – отдел высшего образования управления образования – специализированное структурное образовательное подразделение, созданное в структуре Института для осуществления образовательной деятельности.

Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых отношениях с Институтом и выполняет обязанности по обучению обучающихся и(или) организации образовательной деятельности.

Поступающий – лицо, имеющее право на получение образования третьего уровня ВО и подавшее заявление о приеме на обучение (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пределах установленных КЦП, или на места, финансируемые за счет средств физических и(или) юридических лиц).

ППС – профессорско-педагогический состав. Педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу Института.

Практика – практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе педагогическая).

Практическая подготовка – форма организации образовательной деятельности при освоении программы аспирантуры в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей программы аспирантуры. Практическая подготовка при проведении практики организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью (научно-исследовательской, преподавательской). Практическая подготовка при реализации дисциплин организуется путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Программа аспирантуры – образовательная программа ВО – программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

Промежуточная аттестация – средство контроля качества освоения программ аспирантуры, обеспечивающее оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплинам, прохождения практик, выполнения научно-исследовательской работы.

Третий уровень ВО – уровень профессионального образования «высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации».

Учебный план – документ в составе программы аспирантуры, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения дисциплин, практик, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.

ФГОС ВО – федеральный государственный образовательный стандарт ВО – совокупность требований, обязательных при реализации программ аспирантуры по направлению подготовки.